По телеку крутят рекламу торта «Причуда». Под заголовком «Разве нужен повод?». Этой рекламе надо вручить Тэфи и номинировать её на Оскар. Каннскую пальмовую ветвь тоже. То, что кажется убогим сценарием и бездарной актёрской игрой на самом деле талантливейшая находка. В этом фильме воплощены надрыв и человеческая драма в своих самых тяжёлых формах. Давайте разберём её по частям. Сюжет ролика прост мама вносит в комнату торт и чай. Семья удивлена, происходит весёлая перепалка. Первым в кадре появляется Отец Семейства. «Наверное, сегодня снова начали показывать Санта-Барбару?»... Посмотрите на лицо этого отца, высоко поднятые брови, глубокие морщины. Всмотритесь. Что скрывается за этим лбом, ухмылкой? Это ходячий кризис среднего возраста, осложнённый комплексом собственной неполноценности. Любящий муж, удовлетворённый жизнью, не стал бы издеваться над своей женой. Люящий отец не стал бы делать этого в присутствии детей. Мелкий домашний тиран, неуверенный в себе это и есть мужчина среднего класса. Вторым появляется Сын, подросток с фразой «Наверное, Дашу наконец пригласили в кино?». Актёр подобран великолепно, он напоминает нам немецких мальчиков из современных европейских фильмов, тех самых маленьких поросят, которых великаны съедают в различных сказках вместе со штанами на штрипках и какашками. Отсылка к Фон Триеру и трагедия современной молодёжи мальчонке не хватает только футболки «Идущих вместе». Его сестра намного умнее, она даже не считает нужным отвечать уколом на укол может быть она любит своего брата? Она относится к тому виду персонажей, которые появляются только в комедийных сериалах слишком уж они неправдоподобны. Сообразительные, добрые, красивые девочки, слишком хорошо понимающие своё превосходство смотрите «Симпсоны», «Журнал мод» и так далее. Она одета в тёмное отречение от окружающего мира и ожидание смерти мрачная готика современности. Тупица-брат, тупица-отец и смирившаяся со своим положением мать что может быть страшнее для современной девушки-подростка? Что скрывается за этими сжатыми губами, прищуренными веками? Домогательства папаши, ранняя беременность, пристрастие к наркотикам? Мать, внезапно решившая принести торт «Причуда» просто потому, что сегодня солнечный день, говорит размеренно, в одном тоне так говорят забитые женщины. Она явно сожалеет о своём поступке, её природа пробудилась ненадолго до начала сюжета и вот она уже возвратилась к своему привычному существованию по инерции (в «Дяде Ване» всё самое важное происходит до начала пьесы похоже, правда?). Может быть, муж ударит её за этот торт, и она будет привычно замазывать синяки тональным кремом?... Напряжение, ожидание бунта и развода витает в воздухе. От американского и европейского кино и комедийных сериалов мы приходим к Чехову. Последний кадр испачканный тортом немецкий мальчуган, начавший созревать мальчик в шоколаде. Эта радость педофила вновь переносит нас в мир братьев Гримм, в историю о Гензель и Гретель, напоминая что кино всего лишь кино, страшная сказка, имеющая мало общего с реальностью. Не будем считать это минутной слабостью режиссёра ведь он прав, реальность всегда ужаснее целлулоидных образов... |